HTML5 vs Flash. Размышления

В последнее время активно ведутся обсуждения конца Flash с приходом нового HTML5. Но сможет ли HTML5 полноценно заменить Flash?

Этим вопросом я заинтересовался сразу с того момента, как Apple начала выступать против Flash и агитироваровать за HTML5. Тогда еще совсем мало было информации о новом языке разметки, и о чем-то предметно было сложно рассуждать. Впрочем, сейчас информации о HTML5 не намного больше, но все же уже можно что-то пробовать разрабатывать и делать выводы.

Когда говорят что HTML5 заменит Flash, то в первую очередь меня волнует вопрос: а возможно ли будет делать на HTML5 простые и доступные игры, как сейчас на Flash? ? в данный момент я пришел к однозначному выводу, что с точки зрения разработки игр — HTML5 еще очень далек от удобного инструмента создания игр.

В первую очередь HTML5 — это по прежнему обычный язык гипертекстовой разметки, но с более вкусными возможностями, и оживающий за счет JavaScript. Возможности нового гипертекстового языка позволяют создавать красивые и эффектные интерактивные приложения, тем самым сводя использование Flash на сайтах к минимуму. Но его возможности, к сожалению, на данный момент не столь широки, как у Flash. Поэтому когда речь идет о вытеснении Flash с просторов ?нтернет за счет HTML5, то в первую очередь речь идет об интерактивных сайтах, меню навигаций, видео и музыкальных плеерах, но не об играх.

С точки зрения разработки игр HTML5 тоже интересен, и я думаю, что он будет развиваться в этом плане, но пока не все так здорово, как хотелось бы. Любая игра на HTML5 — это фактически веб-приложение, а грубо говоря — сайт. То есть все исходные коды и игровые ресурсы лежат в открытом виде, что является риском «пиратства». Кроме этого у HTML5 пока существуют серьезные ограничения на работу со звуком и некоторые затыки с графикой. А самое главное, чего я очень не люблю при разработке сайтов — это большое количество разнообразных браузеров, на совместимость с которыми необходимо тестировать свое приложение.

Но самое обидное во всем этом — это то, что новая технология опять откидывает нас назад, отнимая различные эффекты и вкусности, и все начинается снова. В первую очередь это относится к растровой графике, и оптимизации ресурсов. Я полюбил Flash за его векторность, которая позволяет создавать плавные анимации, детальную графику и при этом на выходе получать совсем не большое приложение (2-5мб) и все это можно делать в одной среде, что очень удобно. Я, конечно, ничего не имею против пикселей, они мне очень нравятся, но выбора уже нет.

То есть, на данный момент я лично не рассматриваю HTML5, как серьезный конкурент Flash с точки зрения разработки игр, потому что он таковым не является и врядли когда-нибудь станет. С этой точки зрения Unity более интересный и более сильный конкурент для Flash, и вот в его сторону я с интересом поглядываю ;)

Но все же, уже сейчас появляются интересные сервисы/инструменты для разработки игр на HTML5 в режиме «не выходя из браузера» — вот это мне показалось действительно забавным, но едва ли серьезным гейм девелопментом :)

Совершенно случайно я наткнулся на подбный сервис от ничего не понимающего в этом человека, что было вдвойне забавно. Сервис называется EffectGames и его фишка заключается в том, что вся основная разработка игры происходит прямо на сайте. Регистрируется аккаунт разработчика, по всей видимости после этого дается возможность создать новый проект под который выделяются некоторые ресурсы сервера и пространство для графических и музыкальных файлов игры, а так же фреймворк и документация о том, как с ним работать. Более того, к проекту можно добавлять других девелоперов и разбаратывать проект командой. А после релиза распространять его, не перемещая файлов с сервера. Я думаю, что это может стать хорошим хобби для студентов или друзей единомышленников, но о серьезном бизнесе с таким подходом рассуждать сложно. Но я надеюсь, что я ошибаюсь, потому что это действительно забавно... :)

В любом случае — это мое субъективное мнение и HTML5 я толком не ковырял, поэтому могу легко заблуждаться не только в своем выводе, но и о будущем этой технологии в игродеве.

В дополнение ко всему сказанному хочу поделиться ссылкой на небольшой отчет от Elmortem о том как он попробовал написать игру на HTML5. А так же еще парой интересных ссылок на десерт:

 

 

 

Спасибо за интересныепримеры реализациина ХТМЛ5, конечно ясно как божий день что пока нет нормальных инструментов для редактирования анимаций с возвожностью портирования под яваскрипт и векторной графики, с хтмл5 можно не связываться при разработки красивых (например промо) сайтов. А менюшечки клепать и эффектики - достаточно мощного jQuery.

shaman4d
23 Сентября 2010
— 04:13
#

Антон, вопрос HTML5 vs FLASH - нужно употреблять не от второго или третьего, а от первого лица :) Типа - "Не хочешь ли сменить технологию". ?наче, так можно сравнивать практически со всем: FLASH vs ASM, FLASH vs ObjectiveC и т.д. Мне сдается, что просто пришла еще одна технология производства игр и она будет актуальна для своей группы игр - ММО, ролевые, квест там и еще что-то. Незачем писать на ней Quake (хотя в связке HTML5 + JS пропущен WebGL который позволит это сделать). Флеш будет еще долго, но у него потихоньку пытаются отвоевать кусочки Unity, Shiva и др. Просто 2хмерку лучше наверное сделать в флеш чем в последних 2х, а 3D - конечно лучше будет бегать в Unity и Shiva.

shaman4d - редактировать анимацию можно и в том же флеш редакторе - выгонять спрайтшиты - и но проблем. Вектор в хтмл тоже есть svg. Рендериться медленовасто - но для инерфейсов пойдет.

Oleg
23 Сентября 2010
— 08:40
#

Далеко еще до того момента когда на HTML можно будет делать тоже что и во флеше. Как минимум HTML7.

Я не робот!
23 Сентября 2010
— 09:31
#

Абсолютно согласен.

2Oleg:
>Мне сдается, что просто пришла еще одна технология производства игр

Эта технология не для игр. ? не подразумевалась быть для них, и никак собой не планирует в этом плане заменить существующие решения. ? все попытки это опровергнуть - абсолютно неадекватны и равны попыткам писать игры на sed`е (http://uuner.livejournal.com/55238.html) - весело и работает, но нафиг никому не нужно. ?мхо.

James
23 Сентября 2010
— 10:32
#

Насколько я понял тенденции эппла и гугла, они не собираются использовать ХТМЛ5 для создания игр. Вместо этого будет делаться упор на кежуальные игры типа Angry Birds на маках и World of Goo. ? писаться подобные приложения будут на Си при этом адаптированные под маломощные системы типа йаФона и айПада. Все и идет к развитию мобильных сенсорных устройств, на которых играть в такие игры одно удовольствие :)

Ernil
23 Сентября 2010
— 12:34
#

Адам здорово на FGL написал - "пока что HTML5 не заменит флэш, но рано или поздно все равно все изменится, и надо быть к этому готовым"

Iga
23 Сентября 2010
— 12:42
#

@shaman4d, при разработке игрушек действительно можно использовать даже Flash но все равно это все не так удобно и не так вкусно.

Кстати я вот сам поиграл в игру которую привел в посте — пробел у меня прокручивает веб страницу на размер экрана, а стрелки вверх и вниз осуществляют медленную прокрутку страницы. ?нтересно, это получается, что нельзя в играх использовать пробел и клавиши вверх/вниз?

Ant.Karlov
23 Сентября 2010
— 12:47
#

@Oleg, ну вся беда в том, что про другие технологии ведь не говорят, что они вытеснят Flash или вовсе его убьют, потому здесь такой подход :) А вообще последние лет десять уже наверное как некоторые скептики все обещают закат Флеша, но что-то этот закат все никак не случится. Правда с появлением html5 прям новая волна пошла :)

Ant.Karlov
23 Сентября 2010
— 12:51
#

@Я не робот!, я тут прочитал, что работа над спецификациями html5 закончится только к 2024 году... Ох, дожить бы нам до html7 еще :)

Ant.Karlov
23 Сентября 2010
— 12:54
#

@Ernil, я не совсем понимаю зачем вообще разрабатывать мобильные игры именно под браузер, ведь ничего лучше нет чем нативное приложение, тем более его монетизировать проще и выгоднее тем более в АппСторе :)

Ant.Karlov
23 Сентября 2010
— 12:57
#

@Ant.Karlov, все верно. Флеш еще надолго останется отличным средством разработки игр именно под браузеры. ХТМЛ5 это язык разметки, они и будет не для игр, а для разметки. Но с другой стороны активно развивается рынок игр для сенсорников, а они системные. По этому поводу у меня есть интересные идеи и предположения, но они неуместны в рамках комментария.
Однако я все же считаю, что флеш не умрет как технология, она мутирует в нечто новое отвечающее критериям ХТМЛ5 и останется средством разработки игр, чего не скажешь о флексе.

Ernil
23 Сентября 2010
— 13:40
#

@Iga, я думаю, что html5 и потом не заменит флеш, потому что изначально он не рассчитан на создание полноценных мультимедийных приложений и за счет этого у него есть свои недостатки. Безусловно течение будет таким что обязательно будут появляться игры на html5, так как это происходит практически на всех перспективных технологиях. Но говорить о серьезном вытеснении/замене как-то пока странно. Время покажет...

Ant.Karlov
23 Сентября 2010
— 15:29
#

@Ernil, согласен. Я вот пока к сожалению не имею пока никакого планшетного/сенсорного устройства чтобы попробовать оценить удобство работы с веб-приложениями/играми в их браузерах. Но чувствую, что это будет менее удобным нежели нативное приложение под конкретное устройство. Вообще если говорить именно об играх, то под мобильные платформы они точно должны быть независимы от веба (если игра не социал или онлайн — по моему сугубо личному мнению) и тем более в наших реалиях :)

Ant.Karlov
23 Сентября 2010
— 15:33
#

Чего-то, зашел я в раздел код, на fgd, а там о бесплатной альтернативе7, решил наведаться на их сайт, а там про Adobe Flash Player 11, решил узнать про это чудо из чудес, а оно оказывается будет 3D поддерживать. Без боя flash не сдастся)

WeslomPo
24 Сентября 2010
— 00:02
#

Biolab Disaster - замечательная игра!

Mo3g
24 Сентября 2010
— 00:41
#

@WeslomPo, информация о том, что новый плеер будет иметь аппаратную поддержку — появилась уже достаточно давно :) ? я очень надеюсь, что это не только принесет повышение производительности но и даст доступ к новым возможностям.

Альтернатива буквально только сегодня анонсировала полную бесплатность своего 3D движка и это не может не радовать, я думаю это будет небольшим таким шагом к новому типу Flash игр коих пока единицы из-за сложности с 3D :)

В общем с нетерпением ждем 25 октября, так как именно в этот день должна состоятся презентация нового плеера (если я все правильно понял и ничего не напутал).

Ant.Karlov
24 Сентября 2010
— 03:32
#

@Mo3g, мне Biolab тоже очень понравилась, и я даже поймал себя на мысли о том, что мне хочется сделать что-то такое же простое и приятное :)

Ant.Karlov
24 Сентября 2010
— 03:33
#

Помнится, еще на ДОСе на паскале (год примерно 1994), когда ни о каких ускорениях графики речи быть не могло, там тоже извращались и делали анимацию изменением палитры. Другими способами быстро - только вставки на ассемблере. ? что получается, прошло 16 лет, а воз и ныне там? Так что html5 - это смешно. Проще за то время разработать батарею мощную на айпад, и тогда флеш не будет так энергию жрать, вернее будет жрать, но по сравнению с емкостью батареи это будет не критично. ? что яблочникам флеш не нравится?

eresh
24 Сентября 2010
— 19:54
#

eresh, скорее из-за того, что игры из аппстора станут покупать менее охотно, чем из-за батареи.

WeslomPo
24 Сентября 2010
— 21:59
#

@eresh, яблочникам не нравится флеш потому что адоб не может сделать нормальный плеер под MacOS — то что сейчас есть, это полное безобразие конечно, тут я с Apple согласен. Ну и по мнению Apple флеш кушает непозволительно много ресурсов.

Ant.Karlov
24 Сентября 2010
— 23:08
#

html5 пока не поддерживается всеми браузерами.
Плюс, на сегодняшний момент, среди воспроизводящих хтмл5 браузеров многие возможности где-то реализованы, где-то игнорируются совсем. Пройдет много времени, прежде чем все это устаканится.
Ну, и как всегда, будет много неудобств со стороны ?нтернет Эксплорера.

А вот у флеша, имхо , есть большой плюс и главное преимущество - его универсальность.

Ким
30 Сентября 2010
— 09:45
#

Та-дам! Мэйкинг оф http://vimeo.com/14920760

Mo3g
15 Октября 2010
— 23:10
#

За EffectGames огромное спасибо!

symfony
7 Декабря 2010
— 12:12
#

Посмотрел ссылки почитал. Считаю что Браузерные игры. С помощью этой технологии выйдут на новый более высокий уровень)

? первые кто Сделают на нем что то стоящее из браузерок думаю не пожелеют, заработают очень даже не плохо.

Стас
17 Февраля 2011
— 02:46
#

http://www.prehistoric.fatenation.com/#map-view

?ван
12 Июня 2011
— 11:59
#

@?ван, спасибо за ссылку. Видел эту игру на днях. Если вы хотели сказать этой ссылкой что играм на HTML5 быть, то тут я бы хотел заметить что играм там быть с большими ограничениями, заморочками и хаками. Пока я, например с трудом представляю как можно быстро и качественно сделать игру типа MiningTruck 2 или Zombotron на HTML5.

Ant.Karlov
12 Июня 2011
— 14:32
#