Mining Truck. Подводя итоги

С момента релиза игры Mining Truck прошел месяц и похоже настало самое время подвести итоги, рассказать об успехах и неудачах, а так же о том какие неожиданности меня поджидали.

Ранее, писав, что Mining Truck игра на заказ — я был не прав, никакого заказа не было, и в итоге игра принадлежит целиком и полностью только мне, как автору. Основному спонсору игра была продана по Primary License, что позволяет мне перепродавать некоторые версии игры и сами права на игру другим лицам, а так же без ограничений выпускать обновления, дополнения и продолжение игры, конечно, при условии, что все это не будет противоречить условиям Primary License.

Primary спонсор предлагал мне купить эксклюзивные права на игру, но моя цена на эксклюзив его не устроила, и он в итоге предложил намного меньше, от его его цены на эксклюзив я отказался и остался в плюсе, а вот спонсор скорее всего кусает локти. Но обо всем по порядку.

Релиз игры

Запуск игры был не очень удачным и растянулся на несколько дней, проблема заключалась в технических неполадках спонсорского сайта. В итоге на сайте спонсора игра появилась только через два дня после запуска. В большей степени мне было все равно, как и где состоится запуск, просто из-за этих неполадок я не мог отписаться вовремя в блоге о запуске игры, что меня немного огорчило.

Вывод: тут как и в космонавтике, не всякая ракета плавно взлетает.

Статистика

Это мой основной эпический провал. Не знаю, о чем я тогда думал, но мне совершенно не пришло в голову встроить своего MochiBot в игру для сбора статистики, при этом я встраивал в игру спонсорского бота. Тут я долго бился головой о стену и просил спонсора расшарить его статистику, чтобы смотреть за успехом/провалом игры вместе с ним. Но, к моему удивлению, мне было категорически отказано. Отказ объяснялся тем, что он не главный и не имеет доступа к боту, а «главаря» он не может убедить расшарить статистику, потому что на это нет резких доводов. В общем, я долго давил на него с этим вопросом, но потом стало понятно, что это бесполезно. Да и я сам в конце концов виноват, что не позаботился об этом самостоятельно.

Вывод: лучше всего молча встраивать своих ботов для сбора статистики, или заранее обсуждать этот вопрос со спонсором.

Своего бота я встроил уже через 3 дня после запуска в версию игры 1.1, и подсунул её спонсору, как версию с исправленными багами. Хорошо, что в этой версии действительно были исправлены некоторые баги и кое-что улучшено, так как спонсор, конечно же поинтересовался, чем принципиально новая версия отличается от старой. Но, по каким-то мне невиданным причинам, он все равно продвигал первую версию игры, а версия 1.1 появилась спустя пару дней на их портале, после чего потихоньку начала растекаться по мелким сайтам. Позже я еще самостоятельно продвигал новую версию, но на деле это уже сути не изменило и грубо говоря, я не имею на руках полной статистики по игре. А то что имею, это так, шелуха.

Желающие могут посмотреть статистику любезно собранную моим МочиБотиком. Но имейте в виду, что эти данные воспринимать серьезно нет смысла, так как игра набрала намного больше показов. На одном только ArmorGames более полумиллиона запусков.

Хакеры

Да, да, именно они. Я уже писал ранее, что игру почти сразу же сломали и выложили на хакерском портале. Неприятность для меня заключалась только в том, что доску почета загадили совершенно невероятными результатами. А в другом плане остались только мега приятности, правда только для спонсора. ?гру сломали, но сломали криво. Кривизна взлома заключается в том, что игра не проходила дальше прелодера, когда загружалась. Чтобы увидеть главное меню игры нужно было кликнуть правой кнопкой мыши и жать пункт «Play» в контекстном меню. Но все те, кто не догадывались об этих действиях, а их было большинство — жали в прелоадер и шли к спонсору на сайт. Более того, эту версию игры утянуло еще пару развлекательных порталов, за счет чего некоторое время мой мочибот фиксировал сайт спонсора, в качестве сайта лидера по количеству запусков игры в день, пока позже обновленная версия не появилась на более крупных порталах.

Вывод: криворукие хакеры — это хорошо. В следующий раз подумываю о том чтобы самостоятельно сделать аналогичный хак с похожими проблемами и выложить на соответствующий портал :D

Non-exclusive

С Primary спонсором мы условились, что я не могу перепродавать игру в течении двух недель с момента релиза. В течении этого времени я занимался блогом и Грибником, а по истечению двух недель игру выставил на FGL в GameShop с целью продать еще пару сайт-локов. Если честно, то выставляя там игру я на многое и не рассчитывал. Ну так, пару лишних сотен баксов получить... Но на деле все оказалось с точностью наоборот.

Несколько крупных и не очень порталов купили url-lock версии по хорошим ценам. Так же удалось продать код игры без графики дороже, чем готовую игру Primary спонсору. В итоге, общий доход с игры получился в 3 раза больше чем стоимость Primary License, и чуть больше чем я просил за эксклюзив. Поэтому я рад, что не продал эксклюзив за свою цену и тем более за цену спонсора.

Вывод: продажа url-lock имеет смысл. К тому же продажа url-lock позволяет по ближе познакомится с новыми спонсорами, узнать какие методы оплаты они любят/не любят и много других нюансов.

Совет: если вы хотя бы мысленно предполагаете, что готовы продать исходники своей игры, то пишите все комментарии в коде сразу на английском. А то я, неожиданно для себя потратил неприлично много времени чтобы привести их в «английский» порядок :)

iPhone

Одни начинающие разработчики нашли меня на FGL и предложили мне выкупить лицензию на портирование игры для iPhone. Но предложенная сумма за лицензию была настолько мала, что мне такое предложение показалось очень не серьезным, особенно с учетом того, что я слежу за этой платформой и порой читаю отчеты айМобильных девелоперов с боевых полей. В итоге, вроде как удалось договорится на процент с доходов. Хоть процент и небольшой, мне все же интересно как это все пойдет, ведь игра не такая уж и крутая чтобы претендовать на сверх доходы и пытаться выбивать себе супер условия.

Но если честно, пока еще ничего и никуда не пошло. Все наше общение заткнулось на обсуждении договора который я в данный момент категорически отказываюсь подписываться из-за одного очень мыльного пункта и настойчиво прошу его убрать совсем либо урезать то с чем я не согласен. Но ребята упертые и убирать его не хотят, так как они как бы им защищают свои интересы. Поэтому мне в большей степени уже все-равно и если они так и будут упираться дальше, то мне будет проще отказаться от сотрудничества с ними.

Совет: всегда внимательно читайте договоры прежде чем их подписывать, причем желательно это делать на бодрую трезвую голову и как минимум 2-3 раза в течении 1-2 дней. Все непонятные моменты выделять маркером и хорошенько их обдумывать и при необходимости консультироваться с другой стороной или со своими компетентными знакомыми.

Плагиат

Как некоторым уже известно, буквально через пару недель после релиза игры Mining Truck, появилась графически очень похожая игра, которая называется Tractor's Power. Не смотря на то, что авторы этой игры постарались немного модифицировать графику, судя по всему для того чтобы я не мог выдвинуть каких-либо притензий в плане воровства графического контента — общий стиль игры остался очень узнаваемым. Самая большая неприятность от этого была в том, что некоторым спонсорам я предложил сообщить лично о том когда у меня будет готова новая игра, а тут увидев знакомую графику, большинство написали мне с просьбами продать им и её. ? тут мне было неловко объяснять, что я не имею ничего общего с этой игрой и что графика была фактически украдена из оригинальной игры. Зато похоже некоторые из этих спонсоров убрали или не стали размещать эту игру на своих порталах. Мелочь, а приятна :)

Но больше всего в этой ситуации не приятно то, что с этими ребятами, которые проспононсировали/разработали эту игру — мы общались на предмет возможного сотрудничества. От сотрудничества я временно отказался потому что был загружен делами, а теперь судя по всему нам больше с ними общаться и не о чем. Уже очевидно, что быстрая и дешевая нажива для них важнее, чем долговременные партнерские отношения. Пусть так и будет.

Вывод: от плагиаторов защитится не возможно, но можно защитить себя от возможного урона плагиаторской игрой с помощью узнаваемого логотипа. Таким образом игроки/спонсоры смогут легко идентифицировать автора и отличить подделку от оригинальной игры. Конечно логотип не решает всех проблем связанных с этим, но, например, тратить время на объяснение кому-либо, что игра не моя — уже не прийдется. Мой прокол заключался как раз в том, что я не хотел заводить себе логотип, но теперь это нужно обязательно сделать.

Успех игры

Насколько успешна или неудачна игра получилась в итоге, мне так и не удалось определить. Ведь нет полной статистики на руках, да и сравнивать не с чем. К тому же выяснилось, что на всех порталах своя аудитория, где-то она почти всем нравится и ей ставят хорошие оценки, а где-то она никому не нравится. Думаю, это естественно. Поэтому считаю, что это не хит, конечно, но для первой небольшой игры — это достаточно удачный старт.

Вывод: игра успешно справилась с поставленными для нее задачами, заработала больше чем ожидалось ну и конечно полезный опыт коммерции — это особенно важный момент. С небольшой игрой хоть за досадные ошибки не так обидно как это могло бы быть с более крупным проектом.

Спонсоры

Я думал, что это такие жадные дядьки, которые ни цента лишних не дадут. Но на деле оказалось все не так. В большинстве своем они достаточно общительные и за неожиданные бонусы от разработчика готовы молча накинуть лишних стобаксов. Поэтому, если у вас есть какие-то оригинальные идеи или предложения для конкретного спонсора, то не ленитесь, предлагайте и делайте.

С примари спонсором было очень много переписки и дружеское общение. В целом, он и я остались довольны сотрудничеством и вообще он отваливал много всяких комплиментов, обещая помогать если вдруг что и т.п. Только вот как до дела дошло (это возвращаясь к теме о статистике), он отмазался :(

Вывод: не смотря на адекватное общение и сладкие комплименты с обещаниями, стоит быть бдительным и помнить кто есть кто. Ну то есть как на рынке, ну вы меня понимаете, да!? :)

Что дальше?

Дальше, конечно, будет продолжение игры, но какое именно, я пока не знаю. Примари спонсор уже пишет письма, спрашивает, когда я начну работу, и что это будет за игра. Но пока я ему прямо ответил, что занят другим проектом и не могу приступить к работе над игрой. К тому же я ему написал, что хочу выставлять продолжение игры на аукцион, на что он ответил, что готов обсуждать цену.

Далее я вижу две возможных концепции продолжения игры Mining Truck, но пока не знаю какую из них лучше сделать. Так же есть еще третья концепция, но она меньше всего пересекается с грузовиками. В общем, я пока решил не сосредотачиваться на этом до тех пор, пока не закончу с Грибником.

P.S.: Предупреждая вопросы о методах оплаты и вывода денег в наличность, хочу сказать, что это еще та головная боль, особенно для начинающих и об этом я напишу чуть позже отдельно, когда наконец «раздеру коленки в кровь карабкаясь по этим стенам».

Обновлено: Добавлен вывод о плагиаторах :)

 

Первая игра - и такой успех! А ещё сколько опыта. ? работа со спонсором, и некоторые проблемы и ошибки которые ты теперь не допустишь, и эти плагиатеры.
Кстати о них. ?гра всё же, на всю похожесть, у них получилась неряшливая и какая-то неудобная что ли.
Очень рад за тебя, и обязательно делай продолжение у тебя всё получиться. =)

Кирилл
31 Марта 2010
— 07:45
#

Мое почтение :-)
Весьма подробный и нескучный рассказ о пробах пера. А, судя по результатам, проба пера получилась весьма удачной. Так держать!

Что касается статистики и нежелание спонсора предоставить ее. Спонсоры, конечно, в целом, хороший народ, такие же люди, как и мы, в целом - приятные. Но в ста процентах случаев они думают о своем портале и деньгах, которые он может принести, поэтому, в этом случае мне видится "всемирный заговор". То есть, спонсор просек, что ты не вставил мочибот (по твоим просьбам, да и декомпильнуть-посмотреть, тоже не сложно), потому и не стал давать статистику. Почему? А вот тут - приятное - игра получила очень много показов, настолько много, что цена за лицензию от спонсора оказалась очень низкой за такое количество просмотров игры (и, соответственно, переходов на портал спонсора). Соответственно, за следующую игру можно платить либо столько же, либо чуток больше. Не очень красиво, может быть, но, повторюсь - желание сэкономить - не такое уж и плохое (если, конечно, речь не о воровстве).
Но во время переговоров о следующей части под нос спонсору можно сунуть данные о продажах неэксклюзивов. ? не стесняться говорить о "других поступивших предложениях".
(Кстати, из-за таких моментов и хочется иметь свой портал и делать игры только для него - и игра получает, сколько она получает, хоть и за бОльшее время, и таких вот моментов можно избежать).

Как-то так.
Удачи :-)

ПС. Окошко для ввода камментов весьма мелкое, не очень удобно много писать.

Johnny-K
31 Марта 2010
— 09:39
#

Да уж, Tractor`s Power - наглое воровство графики, а то, что они добавили, плохо сочетается с тем, что они украли
Хотя задумка со спидометром и датчиком температуры движка - вполне ничего.

Zaphod
31 Марта 2010
— 09:43
#

Поздравляю! ?нтересная история продвижения проекта с потенциалом для продолжения )) Разработчикам - ворам можно подпортить карму на форумах мочи и FGL (есть там черные списки). ?ли просто свой пост отписать в духе "что же это такое!?" со ссылками и скринами.
К сожалению просто делать хорошие игры в современном мире не достаточно, за них надо еще и бороться!

flazm
31 Марта 2010
— 09:43
#

Спасибо, вы удивительный человек! Как вы думаете, тяжело будет общаться со спонсорами имя в навыках только "Рашн Енглиш"? ?ли в этом случае даже соваться не следует пока не прокачаешься?

Alexander
1 Апреля 2010
— 00:36
#

@Кирилл, этих ошибок уже не будет, но будут другие :) Плагиаторы судя по всему и не старались сделать мега крутой игры. Похоже их ставка была на узнаваемость MiningTruck чтобы игроки которым хоть немного понравилась моя игра, непременно запускали их игру.

Спасибо! :)

Ant.Karlov
1 Апреля 2010
— 02:21
#

@Johnny-K, для такого большого и подробного комментария окошко для ввода комментариев безусловно маловато :)

Доступ к статистике я у него просил еще до того как игра более менее распространилась по сети. Хотя конечно я предполагал тот факт, что он не хочет делится статистикой лишь потому чтобы я не задрал ценник в будущем. Но с другой стороны из-за этого например у меня совершенно пропало желание продавать ему продолжение игры... :) В любом случае выводы сделаны и думаю такого прокола в будущем уже не будет.

Свой портал конечно хорошо, но это в долгосрочной перспективе. ?значально деньги необходимы здесь и сейчас :) Поэтому пусть будет немного дешевле, но зато сейчас.

Большое спасибо за столь подробный комментарий! :)

Ant.Karlov
1 Апреля 2010
— 02:33
#

@flazm, если честно, то мне очень жалко тратить свое время на то чтобы портить им карму, тем более тут вроде как и не один в один взято все. Кстати из этого действа я сделал еще один важный для себя вывод о котором совершенно забыл написать в записи.

А вывод таков: раньше я не хотел делать для себя логотип чтобы вставлять его в игры, но теперь определенно прийдется это сделать чтобы в будущем было проще отличать игры подделки от моих игр. Есть у меня некоторое предчувствие, что это не последний раз.

Конечно если будут активно воровать графику и в дальнейшем, то прийдется разбираться уже.

Ant.Karlov
1 Апреля 2010
— 02:42
#

@Alexander, английский язык достаточно простой и быстро разобраться в нем нет большой сложности. Я уже достаточно давно свободно читаю, а вот составить предложение и не дай бог его выговорить для меня лично большая проблема. Но в этом плане мне очень повезло. У меня любимая супруга филолог английского и всю сложную переписку она с удовольствием взяла на себя :) К тому же когда начинаешь активно думать и пытаться составлять тексты на английском, процесс обучения идет в разы быстрее.

Вначале было немного страшно за знания английского, но после того как мы познакомились и начали общаться с примари спонсором, который живет в UK и который на английском пишет так, что некоторые письма мы вдвоем (а то и втроем с американским другом) не могли толком разобрать и понять что он хочет — стало уже абсолютно все равно :) Ну просто угадайка какая-то была, тексты порой были двусмысленные, а то и вовсе не понятный набор слов. Правда позже выяснилось, что он не родной Англичанин, но все же было забавно.

Ну, а в самые трудные минуты когда нужно что-то точно прочитать и ответить — гуглопереводчик очень выручает. Только получившиеся переводы надо вычитывать и править. К тому же нужно выкидывать из головы все наши навороченные словесные обороты и писать только по существу :)

Ну и те спонсоры у которых английский не нативный язык, порой допускали ошибки и выражались не внятно — в общем обычное явление судя по всему.

Ant.Karlov
1 Апреля 2010
— 03:00
#

Вывод про криворуких хакеров понравился:)

Трактор в Tracktor`s power хреновенький, стиль уже валит.

Самого меня, тема продажи игр, коммерции и взаимодействия со спонсорами всегда обходила стороной, поэтому читал пост с полными восхищения и любопытства глазами, ровно так же, как некоторые читают интересные детективы, ожидая развязки.

Много вопросов для себя открыл, много ответов нашёл.

Спасибо за отличную тему.

Bakame!
1 Апреля 2010
— 08:45
#

Мои поздравления! Думаю это успех (по моим меркам).
Статья понравилась, поучительная.
?гра плагиаторов... наверное они русские, по крайней мере саундрек взят из русской альтернативной группы Трактор Боулинг (песня Трактор)

J0x
1 Апреля 2010
— 12:56
#

Занимательный пост =) Рассказал о многих нюансах, о которых я и не подозревал =)
Особенно про опасность плагиата...мне прям обидно за тебя стало = Настолько явный плагиат, который даже не думали скрывать -_- Достаточно взглянуть на деревья и все становится ясно =)

?нтересно стало, эти плагиаторы, с которыми ты хотел сотрудничать, они иностранцы ???

[ArV]
1 Апреля 2010
— 20:42
#

@Bakame!, этот детектив еще не закончился. Как видно из записи некоторые вопросы еще в стадии обсуждения и есть еще некоторые моменты которые я пока не стал описывать потому что это все еще в процессе познания :) Думаю, что будет еще продолжение...

Ant.Karlov
2 Апреля 2010
— 01:47
#

@J0x, про успешность сложно судить, но сам я результатами доволен конечно :) Но будет интереснее когда будут другие игры в других жанрах, тогда статистику будет намного увлекательнее сводить.

Рекламируемый портал в игре от Русских ребят. Разработчик игры плагиата тоже судя по всему русский.

Ant.Karlov
2 Апреля 2010
— 01:52
#

@[ArV], листики на деревьях перерисовали немного, как и остальные детали по мелочам, то есть чтобы явно небыло копии один к одному. Но кое что все же забыли подправить и графика местами выглядит как в оригинальной игре.

Плагиаторы русско-говорящие товарищи, имена русские и переписка была на русском. Но не факт что они прямо из России, может и из СНГ.

Ant.Karlov
2 Апреля 2010
— 01:55
#

Лично меня такой факт всегда очень злит, любую успешную игру под копирку сдирают и выдают за свое... даже на разных платформах.

Но бороться с этим надо как-то.

CHLameR
2 Апреля 2010
— 14:16
#

@CHLameR, в России, пока никак не побороться.
@Ant.Karlov, буду следить за сюжетом, хочется всё таки узнать развязку — правильно ли я догадался в первом томе, или нет.

Bakame!
3 Апреля 2010
— 01:09
#

Антон, спасибо за подробный и интересный рассказ! По поводу спонсоров - вы абсолютно правы - улыбчивые дядьки, но стоит помнить что они в первую очередь переживают за свои деньги.

По поводу Трактора - да, графика содрана, но идея интересная.

Кстати, ваш первый спонсор freeaddictinggames сам активно занялся плагиаторством:

http://www.freeaddictinggames.com/game/hay-delivery/

http://www.freeaddictinggames.com/game/dump-truck/

А в общем и целом - удачи! Кто хочет - тот всегда пробьётся

Gamer
3 Апреля 2010
— 17:47
#

@Gamer, посмотрел игры по ссылкам, интересно. Правда я бы не сказал, что это плагиат, графика совсем другая и работа по обоим играм проделана с нуля. А идея про грузовики и перевозку грузов была уже не раз реализована и до моей игры :) Конечно авторы обоих игр вдохновились моей игрой — это очевидно, даже более вероятно, что спонсор показывал разработчикам её в качестве референса. Но это совершенно нормальное явление и я не против этого :)

Большое спасибо за ссылки!

Ant.Karlov
4 Апреля 2010
— 01:37
#

а какова стоимость неэксклюзива?

noname
23 Апреля 2010
— 08:31
#

@noname, средняя стоимость нонэксклюзива около $300. Но все очень зависит от требований спонсора к нонксклюзивной версии от чего цена может сильно меняться. Например кому-то нужно внедрение только их API, а для кого-то нужно убрать брэндиг девелопера, рекламу и т.п. Если использовать FGL для продажи нонэксклюзивных версий, то там для каждой опции можно выставлять цену в ручную.

Ant.Karlov
25 Апреля 2010
— 17:31
#

Удачное начало. Хотя считаю, что это по большей части твоя заслуга. Профессиональный, аналитический и творческий подход приносит плоды. Поздравляю! Радуй играми не хуже тех, что уже есть. ? пиши, пиши, пиши. Читать интересно и полезно.
p.s. А ты на работу ходишь или только играми занимаешься? Я вот думаю, что работа отнимает много времени и после рабочего дня врядле хочется что-то делать, голова "не варит".

grmaster
6 Мая 2010
— 13:28
#

@grmaster, я очень надеюсь что последующие игры будут намного лучше и интереснее :)

До Flash игр я тоже играми занимался, но потом некоторое время был фрилансером, а сейчас вот опять получилось так, что я только играми занимаюсь и всем тем, что с ними связано :) На другую работу не хожу и пока не собираюсь.

Спасибо за отзыв!

Ant.Karlov
7 Мая 2010
— 00:20
#

Tractor`s Power засветился в игромании #6(153)2010 в разделе флеш игры.Печально что это не Mining Truck, так как играть в ТракторПаур неинтересно и не удобно.

WeslomPo
16 Июня 2010
— 15:22
#