О договорах. Чего опасаться?

Ранее я писал о предложении сделать порт игры Mining Truck под iPhone, но сделка не состоялась на этапе обсуждения договора. В чем же причина срыва и чего стоит опасаться в бумажных договорах?

Начнем с того, что я не юрист и не очень хорошо разбираюсь в данной сфере, поэтому все сделанные далее выводы и советы построены только на основе личного опыта.

Поскольку сделка по продаже лицензии и исходников игры Mining Truck для портирования на iPhone не состоялась, я считаю, что у меня есть право раскрыть некоторые аспекты данного соглашения, к тому же есть подозрение на возможное мошенничество. Но это только догадка на основе того, как все сложилось. А теперь обо всем по порядку.

После условленного срока с основным спонсором о коммерческом не распространении с моей стороны, игра Mining Truck была выставлена на FGL в GameShop с целью продать non-exclusive (url-lock) лицензии для других порталов с их брендингом. Как раз там меня нашли разработчики игр под iPhone и предложили мне продать им исходники игры и лицензию для её последующего портирования на iPhone. В переписке они мне писали, что они независимые разработчики и поэтому не располагают большими суммами, чтобы хорошо заплатить. Предложенная ими цена была в $1000. Все же я имею некоторое представление об этом рынке, и элементарное владение калькулятором позволило мне выяснить, насколько быстро они могут окупить эту сумму с учетом возможной стоимости их разработки. В итоге я начал торговаться и всем видом показывать, что это маловато. На что мне популярно объяснили, что игра не такая уж и крутая, чтобы её расхватывали, как пирожки, и сверх прибыли может и не быть, и что они вообще могут остаться в минусе.

Тут я задумался, ведь игра действительно не хит. Да и вообще, не имея iPhone и не играя в игры на нем (просмотр геймплейных видео не считается), я поймал себя на том, что я с трудом представляю, как можно реализовать подобную игру на таком гаджете, как iPhone, да и еще с тачскрином. Но тут я не стал заморачиваться. ?м должно быть виднее, как они это все сделают — подумалось мне. Раз такое дело и они переживают, что игра может «не пойти» я предложил разделить с ними риски и подписаться на процент с доходов. Да, да, я писал раньше, что я не работаю за проценты, но в данном случае я и не работаю — они работают... :) На что они с радостью отреагировали и написали, что действительно такая схема их устраивает. Тем более они уже работают с несколькими девелоперами по такой схеме и готовы мне предложить 20%... ээм, это конечно маловато, но почему нет? Это же новый интересный опыт, тем более я не рассчитывал, что игра может дойти до iPhone. Хорошо, пусть будет 20%! Они обрадовались и написали, что когда подготовят все необходимые бумаги, то дадут мне знать.

Примерно через неделю пришел договор на три странички, естественно на английском, где подробно перечисляются обязанности сторон, и что будет в случае их не выполнения. Я быстро пробежался по договору глазами, не вдаваясь в подробности. Вроде все ок, можно подписывать и отправлять. Но нет, прежде чем это делать нужно его разобрать на предложения и прояснить все моменты, иначе может быть, что угодно.

Прежде, чем подписать договор, помните, что такие бумаги составляют юристы и в случае мошенничества они могут хитро трактовать условия в свою пользу так, что вы можете и не заметить подвоха. Поэтому я показываю такие бумаги как минимум двум близким людям, а еще лучше перечитываем совместно и обсуждаем отдельные пункты, выясняя, кто, что думает по каждому из пунктов :) Что было сделано и в этот раз. ? тут началось самое интересное.

В одном из пунктов договора выясняется, что если лицензиар (это я) не предоставляет исходников игры до определенного срока и не содействует разработке игры, а так же если лицензиар вдруг передает лицензию на разработку и издание игры на этой же платформе третей стороне, то лицензиар выплачивает лицензору (это они), внимание — $25000! Сказать, что у меня глаза были по 5 рублей — это все равно, что ничего не сказать. Не смотря на то, что штраф внушителен, самая большая проблема как раз в том, что все перечислено в одном пункте без дополнительных условий, которые в идеале должны отделять мух от котлет. Кроме того далее по тексту выясняется, что в случае нарушений в выше обозначенном пункте, мои роялити (отчисления с доходов) так же сокращаются на 10%.

Где котлеты и где мухи!?

Все достаточно просто, если все трактовать как написано, то под данный пункт можно выровнять все, что угодно и сделать меня виноватым и обязанным выплатить неустойку в два счета. Например, я отправил исходники, где-то сервер сгорел, письмо в спам попало или еще что-то, в общем они не получили их до указанного числа и все, можно «ставить меня на счетчик». А вдруг завтра залетит ко мне в окно метеорит и разобьет мой компьютер в хлам — это будет хорошим поводом выплатить обозначенный штраф.

В правильных договорах всегда, помните, всегда четко оговаривается (если речь идет о компенсации в случае не выполнения условий договора), что в случае не исполнения обязательств из-за неконтролируемой третей силы, в скобочках: землетрясения, наводнения, извержения вулканов, вторжения инопланетян и т.п., а чаще просто ЧП — ответственная сторона не несет ответственности — это первое.

Во вторых, в случаях когда одна из сторон несет какую-либо материальную ответственность, всегда четко указано, в каких случаях оно несет эту ответственность. Например, я продал лицензию третей стороне. ?з-за этого я должен возместить убытки первой стороне — это нормально, но это должно быть отдельным пунктом.

В третьих, сумма неустойки/материальной ответственности не указывается в договорах! Тут я возможно не прав, ведь я не юрист. Но я никогда не подписывал договоров со строго обозначенными неустойками, за невыполнение чего-либо. В общем, это может сильно зависеть от типа услуг и типа выполнения работы, на которую заключается договор. Например, в договорах с почасовой оплатой легко могут быть обозначены тарифы.

В четвертых, в договоре должен быть пункт, что все спорные моменты решаются в суде. Там же в суде как раз и решаются суммы неустойки/материальный ущерб, нанесенный не выполнением условий договора одной из сторон и т.п. Этого пункта в данном договоре вообще не было, что может быть трактовано, как в случае его не исполнения они подают на меня в суд, который меня может обязать оплатить обозначенную сумму без участия других условий, ведь она там обозначена.

Ну и самый возмутительный пятый пункт: с какого перепуга я вообще им должен платить какие-либо неустойки? Ведь я автор, имеющий на руках готовую игру, исходные коды которой мне необходимо им лишь передать для того, чтобы они сделали порт и все, включая меня поимели от этого профит. То есть мне кажется, что я в данном случае должен защищать свои интересы, а не они. Ведь если они не сделают игру, а я подпишу эту бумагу, то я упущу возможную выгоду, не имея права передать лицензию третьей стороне. Возможно вы возразите и скажете, ведь они не выполнят условия договора, а значит он потеряет силу! Как бы не так :)

В договоре не сказано, в какие сроки должна быть разработана игра. Так же в договоре не защищены мои интересы, то есть нигде не написано, что если вдруг что пойдет не так, они заплатят аналогичную по сумме неустойку... То есть договор какой-то односторонний получается. Все то я им должен и обязан в плоть до неустоек. Впрочем они там где-то в одном из пунктов обязуются собирать статистику, доходы и все четко выплачивать с предоставлением доступа к этой статистике, но это как бы само собой разумеющееся.

Конечно, не колеблясь не минуты, мы написали им небольшое письмо — какие пункты необходимо убрать, подробно обосновывая почему я с ними не согласен и почему я не буду подписывать такую бумагу. Ответ последовал достаточно быстро, суть которого была такова: конечно мы понимаем, что независимый разработчик не может отвечать финансами за подобные вещи и мы обязательно пересмотрим договор и дадим вам знать.

Через несколько дней приходит сообщение о том, что они долго думали и решили не убирать эти пункты, поскольку это защищает их от того, что я могу передать лицензию на игру третей стороне, и что они из-за этого понесут убытки. Тут я с ними полностью согласен, поэтому написал, что готов отвечать только за то, что не передам лицензию третьей стороне, а все остальное необходимо убрать. Через пару дней пришло очередное письмо, в котором было написано, что они не будут убирать то, что я прошу, потому что это противоречит их интересам, и вообще это интернациональный договор и во всех договорах такие условия — тут я их уже мысленно послал сами догадаетесь куда... Но корректно еще раз написал, что я не буду подписывать договор с такими условиями и еще раз попросил все это убрать. ? как вы думаете что они ответили? :)

Через неделю они мне сообщили, что уже подписали какой-то более выгодный проект и смогут вернуться к нашему обсуждению не ранее, чем через 3 месяца, то есть грубо-говоря корректно так слились. Если вдруг через три месяца они и появятся, то я уже ничего не буду с ними обсуждать — это глупо и тем более будет не актуально.

Под углом мошейничества

В целом, по описанному выше все достаточно очевидно, особенно когда живешь в такой стране, как Россия. Но если честно я еще не слышал о том, чтобы такие способы мошенничества были входу, к тому же это достаточно сложный процесс, поскольку без заключения суда я точно фиг чего и кому выплачу по такой бумаге в случае конфликтной ситуации. Тем более при условии, что договор заключается между резидентами разных стран, ведь в темном переулке меня уже будет не так просто подкараулить. Но условия настолько в их пользу, что мне это кажется таким очевидным.

Так же не остался без внимания и их сайт, на котором всего пару игр для iPhone (если их вообще можно назвать играми). ? тот факт, что они не пошли на компромисс, сделав договор таким, чтобы он был удобен обоим сторонам, и в итоге вовсе как бы отложили этот процесс, а ведь могли прямо отказаться. Может быть надеятся, что я начну хвататься за уходящую возможность!?

В течении того времени пока шла вся эта переписка, супруга мне говорила о том, что может продать им исходники за $1000 и забыть — но ведь в этом случае они наверника захотят сильно похожую бумагу по содержанию.

?тог

Я уже писал ранее, что с бумажными договорами стоит быть особенно осторожными и разбирать их до косточек, поэтому этот итог будет немного о другом.

На самом деле я считаю, что договора это все бумажки и в случае интернациональных отношений они больше бесполезны, чем полезны. Ведь в случае проблем замотаешься судиться. С другой стороны, чаще складываются хорошие отношения на словах и это намного все упрощает — главное не то, что на бумаге, а то, как все складывается на деле. То есть, важны именно отношения. ? в случае проблем или конфликтов всегда можно подпортить конфликтной стороне карму на соответствующих форумах и без каких-либо бумажек.

В любом случае если эти ребята так переживают, что я их кину (хотя какая мне от этого польза!?) — можно было бы заключить достаточно простую бумагу без всех этих заморочек, где я подписываю тот факт, что я передаю им право на игру на определенном рынке, а они в свою очередь обещают выплачивать проценты и при необходимости финансовую отчетность и все.

Название команды разработчиков и адрес сайта публиковать не буду, может они на самом деле хорошие ребята, просто у нас так все не очень ясно сложилось. Скажу только, что английский у них в письмах замечательный! :)

 

Поучительно, спасибо!

MihaPro
8 Июня 2010
— 23:52
#

Спасибо за опыт.

MidnightOne
8 Июня 2010
— 23:57
#

?нтересный пост! Маловероятно что это рабочая схема выуживания денег, конечно, но всякое бывает. Смотреть куда ставишь подпись нужно обязательно!
Кстати пока читал подумал - а не могут ли потом такие рябята и вовсе не выпустить игру на iphone (это ж в договоре для них не возбраняется) а использовать исходники с целью производства флэш клона (ов) с измененной графикой. В этом плане опасность реальнее, не всегда ведь дают предоплату - иногда и просто на процент договариваются.

flazm
9 Июня 2010
— 00:49
#

Зачет.
Пока читалв голове все вертелась одна только мысль...
с одной стороны 1000$, +20% - при условиях что "игра не такая уж и крутая, чтобы её расхватывали, как пирожки, и сверх прибыли может и не быть, и что они вообще могут остаться в минусе."
а с другой стороны 25000$, -10% - уж как-то быстро и конкретно была подсчитана возможно упущенная ими выгода...и как давать проценты то всего лишь пятую часть, а как рубить - так сразу половину

еще можно было бы о чем то говорить если бы порядки у чисел совпадали...

з.ы. Спасибо за статью.

NoICE
9 Июня 2010
— 05:39
#

Пока читал, подумал, что не проще ли организовать команду из знакомых разработчиков, которые возьмутся портировать игру на iphone и другие платформы, под твоим чутким руководством?

Bakame!
9 Июня 2010
— 06:49
#

поучительная история! спасибо! очень интересно, что они подразумевали под "автор не содействует разработке игры"? пункт вообще неоднозначный.

juice
9 Июня 2010
— 10:37
#

Договор на самом деле кабаллистический. В принципе есть много нарушений с их стороны уже в самом СОСТАВЛЕН?? договора, что могло бы быть использовано юристом в твою пользу.
С другой стороны, после доказания твоей вины (не факт, что они её докажут, т.к. есть куча форс-мажорных обстоятельств, есть межлународное право, и куча нюансов) тебя нужно обязать выплатить неустойку. А если у тебя дома только велосипед является твоим имуществом, а всё остальное записано на маму/папу/тестя/тёщу, то ребята будут до конца дней своих получать 20 $ в месяц с твоего официального места работы грузчиком/уборщиком.
Но в целом, когда ребята пытаются под таким тупым предлогом как портирование игры под iPhone вытащить флешевские исходники, это достаточно подозрительно, и лично я с такими людьми не работаю.

З.Ы. когда-то играл в одну ММОРПГ, и там было маааленькое такое сообщество - 350 человек. Я был на тот момент в одном из топов, и там все знали, что в конкурирующем клане есть парень с нетрадиционной сексуальной ориентацией. К чему я это?
А вот к чему.
У него в описании перса была написана такая фраза: "Рулят не арты или рары. Рулят отношения"
? как показывает моя практика ведения бизнеса, на самом деле разрешение споров через судебные органы - это самая крайняя мера для полных идиотов.
Нормальные люди по-прежнему всегда могут договориться, заботясь о своей репутации.

SenichevAnton
9 Июня 2010
— 11:12
#

> То есть договор какой-то односторонний получается.

Это нормально. Они присылают договор, а значит, они прописывают свои интересы. Дальше ход за тобой - вносишь все интересующие тебя моменты. Не стоит негативно относиться к первому присланному документу - он обычно только база.

> Все же я имею некоторое представление об этом рынке

Поделись знаниями.

На самом деле на этом рынке уже очень непросто заработать, хотя игры с физикой популярны. Можно выстрелить, получить рекламу от Apple, а можно и не окупить даже $1000. Хотя на твоем месте о такой сумме не стоило даже и говорить.

Gas 13
9 Июня 2010
— 11:52
#

Спасибо, очень поучительно и интересно.

shaman4d
9 Июня 2010
— 12:24
#

@flazm, они конечно могут использовать полученные исходники для создания клонов на чем угодно, но не проще ли тогда сразу для этого и купить исходники не прикрываясь iPhone!? Условие на процент от продаж я им сам фактически предложил. В любом случае, без предоплаты я бы не прислал бы им никаких исходников, если говорить о фиксированной оплате, а не о процентах :)

Ant.Karlov
9 Июня 2010
— 15:47
#

@NoICE, действительно, хорошее наблюдение! :) Даже если бы порядок у цифр и совпадал я бы всеравно не согласился подписывать такую бумагу. В конкретном случае моя работа фактически сделана и они мало чем рискуют подписываясь со мной, но почему то согласно договору все выглядит наоборот.

Ant.Karlov
9 Июня 2010
— 15:51
#

@Bakame!, мне жалко времени этим заниматься :) ?гра не имеет уникально-интересных особенностей кроме неплохой реализации уже существующих идей, поэтому желание непременного порта игры на iPhone для меня мало ́.

Я себя не отношу к тем, кто из своей игры до последний капли будет выжимать все соки, мне интереснее придумывать и создавать новые игры, чем портировать уже существующие на различные платформы ;)

Ant.Karlov
9 Июня 2010
— 15:58
#

@juice, в том вся и проблема, что пункт не однозначный и под него все что угодно подходит. То есть, если даже вдруг ЧП у меня случилось и из-за этого пошли проблемы разработки, то все, выплачивай неустойку.

Ant.Karlov
9 Июня 2010
— 16:02
#

@SenichevAnton, в любом случае, даже если деньги и сложно будет из меня выбить по такому договору и я чувствую большой подвох во всем этом, то мне проще под это не подписываться вообще :)

Относительно ЗЫ, меня самого тоже очень сильно удивило, что ребята начинают сотрудничество сразу с защиты своих интересов. Похоже для них важнее не потерять лишние $2-3k чем получить хорошие долговременные отношения с разработчиками. В общем это их выбор...

Ant.Karlov
9 Июня 2010
— 16:08
#

@Gas_13, я не относился негативно к договору и к ребятам в целом до тех пор пока они не начали отказываться вносить правки в договор согласно моим пожеланиям. Самое интересное, что изначально в переписке они согласились с тем, что я не должен нести отвественности в виде неустойки за неприсланные исходники или не содействие разработке. Но в итоге написали, что это общепризнанные стандарты и они не могут убрать этот пункт. Вот тут и стало понятно, что дальше переписываться с ними уже не о чем...

Знания об AppStore у меня не велики чтобы что-то утверждать однозначно. Но я считаю, что когда за портирование игры берется студия занимающаяся разработкой и продвижением игр на iPhone, то прежде чем начинать разработку и тем более подписывать документы, они трезво должны оценивать возможные перспективы окупаемости игры на этом рынке. А если нет шансов получить даже $1000, тогда какой вообще смысл. В общем все расчеты они должны производить сами так как они в отличии от меня как рыбы в воде в этих вопросах. ? я даже прогнулся под их не самые вкусные условия, только вот суммы неустоек меня спугнули :)

Ant.Karlov
9 Июня 2010
— 16:19
#

Всем привет, в моем опыте был очень жесткий прикол, это не относится к игрострою но относится к договорам, подписывал я однажды договор с одной компанией (30 страниц) по договору я для них дожен был нанять людей а они платить нам всем зарплату за выполнение работы (делали верстки страниц) в одном из пунктов было написано что если заказчик(они) не перечисляет оплату вовремя то они должны за каждый день просрочки 100УЕ мне(я)) в общем круто, давал читать знакомым, говорят круто!!! но один из моих знакомых вчитался в смысл и понял что если они не платят вовремя то я им должен 100УЕ (оборжатся) в конце концов при (подписании договора они это убрали ссылаясь на опечатку)))) на что я улыбнулся )))) и думал что все гуд проработал 6 мес и вконце концов они умудрились меня кинуть на 5000уе ну я не расстроился всех уволил, спамил, теперь делаю игры. Читайте договора внимательно и не работайте с теми кто заведомо хочет вас обмануть!!!

Egor
9 Июня 2010
— 18:42
#

?МХО это кидалово. Они могут даже не делать игру, просто потянуть время, и сказать что не получили исходник, тогда с тебя штраф 25, и игру даже выпускать не станут.

Лучше портировать игру силами своих верных товарищей, или людей которым доверяешь, чем соваться в такой договор. Но, как я понял, особым желанием ты не горишь :).

WeslomPo
9 Июня 2010
— 22:13
#

Понимаю, что напрямую вопрос лучше не задавать, но эта фирма случайно не имеет название, похожее на Nexx Studio?
:))

Сергей
10 Июня 2010
— 11:41
#

Хорошоая статья, интересно было читать, хоть и много))) :-Р

J0x
10 Июня 2010
— 12:10
#

Ant.Karlov, для компании с которй ты хотел работать это нормальная практика они хотят обезопасить себя и не за что не отвечать в случае провала, вот поэтому такие условия, в моем договоре был пункт что если я кому-то расскажу о моем с ними договоре они имеют право оштрафовать на 50000уе и они не убрали этот пункт, я рискнул и все сложилось нормально если бы не кризис так бы и верстали))) но я больше такие договора подписывать не хочу, стремно))

Egor
10 Июня 2010
— 22:11
#

@Egor, спасибо за интересный пример. Я конечно понимаю, что они о своей заднице думают, но я как бы о своей тоже не забываю :)

Ant.Karlov
11 Июня 2010
— 21:01
#

@Сергей, Nexx Studio вам предложила похожий договор? Напишите мне на почту по поводу своей ситуации, если конечно у вас сложилась подобная — я поделюсь с вами информацией.

Ant.Karlov
11 Июня 2010
— 21:19
#

Пошукайте в вашем городе стабильную юридическую контору специализирующуюся на хозяйственно-правовых отношениях.
Заключите с ними договор на постоянное сотрудничество - абонентка, по итогу часто бывает дешевле, чем разовые консультации. Там, на самом деле, много камушков. В идеале - если планируете и дальше продолжать деятельность в этом направлении - как минимум - раздвоитесь =)
Смысл в том что вы лично - создатель игры - обладатель авторских прав и тд и тп. А права на дальнейшую жизнь игры продавайте не от своего имени а от имени "прокатчика-лецензиата" - которому вы делегируете права на обращение с игрой на выгодных для себя условиях.
Поясню - открываете юрлицо, либо просто с человеком которому полностью доверяете - ваша жена или кто там еще - заключаете договор, что вы как автор доверяете ему прокат вашей игры и подписание договоров на её прокат и тд и тп но при этом имеете право в любой момент и без объястнения причин отозвать все права на прокат игры и не несете никакой фин ответственности за промахи и ошибки прокатчика - и т.д. и т.п.
Таким образом - даже если произошел какой негоразд вы всегда сможете выйти из этой передряги с меньшими потерями и как минимум - не потеряете свое произведение.

Jivel
12 Июня 2010
— 16:13
#

Так и лицо можно потерять, но вот с настоящим юристом, разбирающимся в делах электронной коммерции с иностранными лицами, иметь связь необходимо.

WeslomPo
12 Июня 2010
— 23:35
#

>Так и лицо можно потерять

Ну было б странно требовать продать книгу своих произведений непосредственно у Пушкина или у Гоголя =)
Да и лица и прочие персоналии, вроде на месте =)

Jivel
13 Июня 2010
— 02:20
#

У тебя очепятка в одном из подзаголовокв - мошейничество вместо мошенничество. А так вообще прекрасная статья. Очень интересно читать и главное - полезно!

?ван
14 Июня 2010
— 12:31
#

Если они вдруг вернутся,с предложением, как сказали ,то можно всё же полагать, что их намерения были серьёзными. Но суть остаётся сутью - компромиссные решения должны быть возможны. ?наче можно легко угодить не туда куда нужно...

Alxs
17 Июня 2010
— 04:50
#

@Alxs, думаю не вернуться :) Но время покажет...

Ant.Karlov
20 Июня 2010
— 08:31
#

По поводу темных переулков. Не забывайте про выезды за рубеж. При некотором порядке не выплаченной суммы "неустойки" вас сольют местной полиции, а та в свою очередь может слить интерполу. ? вас годами будут ждать, чтобы заставить выплатить штраф. Приехали вы на отдых допустим или просто проездом где-то, а вас раз и на 3-4 месяца в тюрьму для суда (разбирательства). В общем-то это тоже вполне себе такой мелкий бизнес. По принципу патентных троллей.

dlancer
2 Августа 2010
— 07:51
#

Тоже получал похожее предложение лицензирования по iPhone. Такие же пункты насчет компенсации (порядка $10к), обязанность помогать в разработке и продвижении :) и т.п. Фирма-заказчик упоминалась в комментах выше.

Pipkin
3 Декабря 2010
— 08:08
#

Доверяйте больше своему чутью, а не юристам.

Автор правильно поступил, что не стал связываться с этой шарагой.

Они тупо скупают права у авторов игр, как киберсквотеры. ?гры они делать не будут.

Потом, когда апл станет повсеместно распространять свои продукты, авторы будут локти кусать.

Средний разработчик всего 1 топовой игры в аппсторе получает за год более 300K зеленью. При стоимости игры от $1 и ниже за 1 скачивание.

Потом эти нехуйсы предлагают зашарить их "детище" на всех соц.сетях.

Выводы делайте сами.

elephant
24 Апреля 2012
— 10:07
#

Судя по всему, какая-то контора малоопытных деятелей, решившая подстаховаться, не особо думая.

Хотели б смошенничать, поступили б хитрее, не стали б так по-ослиному упираться.

Да и в чем потенциальное мошенничество? - получить по суду 25к из далекой Russia?
Больше потратят на адвокатов, на суды, на сбор доказательств (как доказать, что не содействовал, или не отправил исходники, тем более и к какому числу не указано?). Да и фиг что получишь, даже при самом благоприятном решении суда.:)

Просто перестраховались, скопировали просто договор, да и про опыт мало что говорит, скорее, наоборот.

Юрий
6 Ноября 2012
— 04:12
#