FlashGAMM Moscow 2011. Глазами очевидца
Вчера состоялась конференция FlashGAMM Moscow 2011. ? пока все добираются по домам, я как самый местный решил в числе первых немного рассказать о том как все случилось.
А началось все еще за день до FlashGAMM — скооперировавшись небольшой группой инди разработчиков было решено устроить встречу в неформальной обстановке и обсудить актуальные вопросы инди разработки, инди будущего и инди Flash игр в целом. Сейчас мне уже сложно рассуждать о том насколько вопросы были актуальные, но дискуссии были жаркими — это факт! :) К сожалению, все рассказать не возможно, поэтому опишу самые интересные заключения.
Будущее флеш индустрии — тут фактические единое мнение что сейчас все активно меняется и развивается, а вот в какую сторону все движется — мнения разделились, поэтому единого заключения нет. Но все безусловно согласны с тем, что необходимо работать над качеством игр. Куда бы там все не двигалось, будущее за качественными и отполированными играми — это точно!
Не смотря на то, что вопрос клонов был снят с оффициальных обсуждений, в кулуарах все же эта тема была особенно жаркой. Клоны — это плохо. Если хочется стать полноценным разработчиком то не стоит заниматься просто клонированием. Возможно на клоны и есть какой-никакой спрос, но просто клонируя готовые игровые механики хорошим разработчиком вам не стать. За клоны платят мало, клонирование уже готовых игровых решений не научит вас думать головой и не даст понять как делать интересные игры, что в общем итоге не позволит стать вам конкурентноспособным разработчиком в этой сфере. Но тут я оговорюсь, как это сделал и на круглом столе: если вы совсем зеленый новичок, то практический опыт разработки можно начать с клонирования какой-нибудь распространенной и простой игровой механики — этот даст вам опыт разработки и позволит далее разработать свою оригинальную игру быстрее и качественнее. Но не пытайтесь получить опыт продажи продавая клон — это будет плохой опыт процесса продажи и плюс негативная репутация в сообществе разработчиков.
Активно обсуждалась и тема портирования игр на мобильные платформы. В этом вопросе у всех совершенно разный опыт и разные итоги, но в целом все согласны с тем, что за мобильными платформами будущее и в этом направлении обязательно необходимо работать. Но, к сожалению, основной опыт показывает, что просто так флешку на мобилки портировать не имеет смысла. Необходима обязательная адаптация игры под платформу, причем в первую очередь тут необходимо учитывать именно предпочтения целевой аудитории. То есть далеко не каждой успешной флеш игре уготовано участь стать успешной мобильной игрой. ? да, на своей шкурке опробовано: издатели играют важную роль в вопросе издания игр на iOS поэтому чем раньше вы найдете издателя для своей мобильной игры, тем лучше. А если издатели не заинтересуются, значит время стоит потратить на поиск более интересной идеи, так как само-издательство в AppStore с наибольшей вероятностью будет провалом.
Далее выпитое пиво активно смешивалось с текилой и коньяком поэтому круг тем расширился и жаркие обсуждения с разным ускорением меняли свои русла :) В заключение этих посиделок хочется отменить самый неожиданный вопрос который возможно станет мемом этой встречи: "Женя, сколько стоит Сапсан?"...
FlashGAMM
FlashGAMM заметно подрос как по уровню организации так и по формату. Конференция теперь охватывает не только флеш и социал, но и еще мобильные платформы. Докладов было много, а конференция длилась всего один день, поэтому все происходило сразу в несколько потоков в 4х конферец залах. Как я понял, некоторые переживали по поводу того, что вся программа конференции будет в рамках одного дня, но мне показался такой формат более интересным так как был большущий выбор того куда сходить и что послушать поэтому скучать не приходилось. Правда к концу дня было ощущение, что прошел не один день, а сразу несколько :)
?значально моя цель на FlashGAMM была просто пообщаться с разработчиками, чем я в основном и занимался, поэтому докладов я почти толком не слышал и подвести итогов по этому поводу не могу. Зато в очередной раз удалось стать участником круглого стола на котором обсуждались актуальные вопросы инди-разработки flash игр. На мой взгляд это был один из наиболее интересных и живых «докладов». Но моя оценка круглого стола субъективна, причем не потому что я был участником, а потому что толком других докладов не послушал :) Надеюсь тем кто присутствовал на круглом столе, были интересны наши ответы и рассуждения по вопросам разработки игр, портирования флешек на другие платформы, а так же веселая тема организации рабочего времени. В общем кто пропустил круглый стол — кусайте себе локти! :P
Участники круглого стола актуальных вопросов инди разработки флеш игр. Фото: InspiritGames
Где-то в перерывах между докладами мы с Ахурой немного демонстрировали Zombotron и я даже капельку рассказывал о ходе разработке и показывал закулисье игры: как работает игровая физика, как оптимизируется игровой мир, какие проблемы возникали и возникают по ходу разработки.
Шпионский снимок закулисья игры Zombotron. Шпион: MidnightOne.
Мне очень приятно, что игра Zombotron получила хорошие отзывы. Но на самом деле все самое страшное еще впереди. Разработка игры немного затянулась и я выбился из рассчитываемого мной графика работ, поэтому и в блог последние пару недель не удавалось писать. Но я надеюсь, что в ближайшее время удастся утрясти все возникшие трудности разработки и потом можно будет лишь с приятным воспоминанием рассказать об этом в блоге :)
?гровой конкурс
В этот раз на конкурсе игр победило неожиданно много игр от знакомых мне разработчиков, что не может не радовать:
- Лучшей инди игрой стала игра Cloudy от Евгений Яйленко.
- Самой креативной игрой стала игра Black Thing от Karma Team.
- В номинации будущий хит стала еще не вышедшая игра Snail Bob 2 (игра действительно здоровская и креативная, я уже с удовольствием её прошел).
- Лучшей product placment игрой стала игра Chicco-пузик с чем я поздравляю Олега Акимова — если я не ошибаюсь, он в неё вложил много сил и времени :)
- Самый зачетный приз iPhone 4 достался замечательной игре Tap The Frog в номинации лучшая мобильная игра (кстати, только сейчас в AppStore эта игра абсолютно бесплатна!).
- А еще Splitter Pals стал самой стойкой игрой на геймлинче.
Всех от туши поздравляю с победой! Молодцы! :)
Остальные номинации не перечислил потому что остальных победителей не знаю, извините... :)
В заключение хочется сказать огромное спасибо организаторам конференции за отличную организацию, атмосферу и кучу позитивного настроения! Конференция с каждым разом становится только лучше и интереснее. Спасибо за ваши труды и старания!
А еще много с кем удалось познакомится и пообщатся в реале, чему я непременно рад! До встречи на следующих конференциях! Ура :)
Другие отчеты:
- FlashGAMM Moscow 20011 - Фотоотчет
- FlashGAMM'11 Moscow от island
- FlashGAMM 2011 - Smrdis
- Отчет с конференции — FlashGAMM 2011!
Отличный отчёт!
Жаль что не получилось приехать, с удовольствием бы пообщался!
Антон, а покажешь потом видео, отражающее "закулисье игры". Очень интересно глянуть
что есть Сапсан ? ))
Сейчас пишу небольшой пост на блогах, фотки демонстрации Зомботрона могу кинуть архивом, выберешь что понравится. =)
PS: Спасибо за пост и рад был познакомиться лично.
@InspiritGames, конечно выкладывай фотографии с круглого стола! :) Спасибо.
@Виталий, я надеюсь что еще представится возможность познакомится в реале :)
@Zaphod, да, подробно о разработке и о том как устроена игра изнутри я еще расскажу. Но только не раньше релиза игры.
@LegendMAN, Сапсан — это скоростной поезд. А Женя — это Johnny-K :)
@MidnightOne, будет здорово если пришлешь фотки. Спасибо! :)
Антон, спасибо за пост и удачи с Зомботроном!
Спасибо большое за круглый стол. Я присутствовал на всех докладах в секции Flash-разработок, и, намой взгляд, круглый стол — это самый лучший и интересный доклад, который был.
http://inspiritgames.com/flgamm/DSC_0020.JPG
http://inspiritgames.com/flgamm/DSC_0021.JPG
http://inspiritgames.com/flgamm/DSC_0022.JPG
http://inspiritgames.com/flgamm/DSC_0023.JPG
http://inspiritgames.com/flgamm/DSC_0024.JPG
это то что по круглому столу.
Отправил на почту.
Антон, спасибо за поздравления! :)
@MidnightOne и @InspiritGames, cпасибо за фотографии!
Добавил пару фотографий в запись и разместил ссылку на более полный фотоотчет MidnightOne :)
@Евгений Яйленко, хорошая игра получилась! На вручении Виталий Хить сказал, что это настоящая инди игра которая возродила в нем игрока и славного детства и что он прошел все уровни три раза :)
Хватит болтать, отдыхай, собирайся с мыслями и пора тавер дефенс пилять!
Был рад встрече, Антон! :-)
Было круто, был рад всех снова встретить в реале. Готовимся к Киеву :)
Антон, вы можете обнадежить нас, новичков, которые хотят попробовать влиться в эту ветвь разработки инди-игр? Рынок еще жив, еще можно деньги будет зарабатывать в ближайшее время? По какому пути примерно все движется?
@Ant.Karlov:
Не могу не спросить, а вы не знаете, когда пройдет предположительно FlashGamm в Киеве? :)
@Johnny-K и @postepenno я тоже был всех вас рад вновь видеть. Очень славно пообщались! :) Надо чаще встречаться ;)
@Алексей, обнадеживать не буду. Я сейчас сам немного пессимистично настроен. Влиться в инди-разработку можно легко, но легких денег на мой взгляд там уже нет. Красивые, интересные и отполированные игры безусловно как и везде способны зарабатывать хорошо.
На мой взгляд, движется все к тому, что в итоге спонсоры будут платить, например, как в AppStore, то есть с продаж. В последнее время спонсоры предпочитают перфоманс сделки. Впрочем разработчикам такие сделки тоже нравятся, риски велики но при этом есть стимул делать действительно крутые игры, а не всякий однодневный трэш. ? в этом ракурсе для клонов и трэша будущего нет... Поэтому следует все же уделять больше времени для повышения навыков создания хороших игр, а не на умение продавать какашки. имхо.
@pSi_X, точной даты не знаю, но организаторы обещали следующую конференцию в Киеве провести по раньше, предположительно в Октябре.
Предугадывая вопрос по поводу моего присутствия на следующей конференции: очень хочется съездить, но загадывать пока не буду :) Время покажет.
@Ant.Karlov, интересный обзор
?з секции Flash, круглый стол мне показался наиболее интересным действом
PS. Было приятно познакомиться лично, Антон, с тобой очень интересно и легко общаться)
@pSi_X, В Киеве конференция пройдет 10 и 11 декабря, это точно
@Ant.Karlov и @Virtuoz:
Спасибо за подсказку даты. В прошлом году хотел поехать, да финансово не получилось :(... Кстати а вы не знаете, в Киеве будут другие темы, отличные от тех что были в Москве?
P.s. простите, если задаю тупые вопросы ^_^
Рад был пообщаться с тобой, Антон :) Удачи с Zombotron-ом!
Спасибо за отчет, Антон. Очень интересно. Жаль, не получилось приехать в Москву. Надеюсь, ты будешь в Киеве на следующем FlashGAMM. Очень хотелось бы познакомиться и пообщаться.
Антон, спасибо, что приехал и спасибо за отличный отчёт! :)
Вам купили =) http://www.johnny-k.ru/?p=2035#comments
@Серега, нет, ко мне эта машина не имеет никакого отношения :) Счастливый обладатель этой машины Антон — запечатлен на первом фотоснимке представленном по ссылке ;)
str_replace
Мне тоже понравилось, очень всё на уровне было. Доберусь до фотика выложу фотки с круглого стола.
13 Мая 2011
— 18:42
#